Следите за нашими новостями!
Твиттер      Google+
Русский филологический портал

Н. Н. Занегина

КОНЦЕПТ "СЕМЬЯ": ВЗГЛЯД ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СЕКСУАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ

(Фразеологизм и слово в национально-культурном дискурсе (лингвистический и лингво-методический аспект): Международная научно-практическая конференция, посвященная юбилею д.ф.н., проф. А.М. Мелерович. - Москва - Кострома, 2008. - С. 76-80)


 
О необходимости подробного изучения концепта "семья" свидетельствует, с одной стороны, появившиеся в последнее время диссертационные работы, описывающие эту единицу в том или ином аспекте (см. [1; 4; 5; 6; 7], с другой стороны - отсутствие при этом полного описания состояния данного концепта на современном этапе его развития. Один из возможных способов выявления современного состояния концепта - социолингвистическое анкетирование носителей языка. В 2006 г. было предпринято такое анкетирование, с результатами которого можно ознакомиться в работах [2; 3].
Помимо исследования функционирования концепта среди типичных носителей русского языка, интересно было бы провести аналогичное исследование среди носителей русского языка, жизненная позиция которых по отношению к самому понятию семьи так или иначе маркирована. Одной из таких социальных групп являются представители сексуальных меньшинств. В настоящее время во многих европейских странах законодательно закреплено существование так называемых гей-партнерств - законодательно зарегистрированных однополых браков. Распространение данного явления повлекло за собой появление новой терминологии, тем или иным образом связанной с концептом "семья". В России государство последний раз принимало участие в жизни сексуальных меньшинств в 1993 г., отменив статью № 121 УК "Мужеложество". Можно утверждать, что фактически гей-браки, или точнее гей-семьи, у нас также существуют. Возникает вопрос о видах лексического представления этого явления в условиях его формального (юридического) отсутствия.
В Интернете (http://concept-semya.narod.ru/specanketa.html) была размещена специальная анкета, ответить на которую было предложено людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Вопросы касались:
- объема и характера того содержания, которое вкладывается респондентами в понятие, стоящее за словом "семья" (Кого Вы можете назвать своей семьей? Кто при этом живет с Вами дома? Закончите фразу: "Семья для меня - это..."),
- понимания лексем "домашние" и "домочадцы" (Кто такие домашние и кого Вы можете назвать своими домашними? Кто такие домочадцы и кого Вы можете назвать своими домочадцами?),
- выбора лексем для обозначения состоящих в близких отношениях людей (Как Вы называете своего партнера? Вы употребляете слово сожитель? Считаете ли Вы это слово нейтральным или "хорошим/плохим"?),
- явления гражданского брака (Что такое, по-вашему, гражданский брак? Как Вы назовете человека, состоящего в гражданском браке? Можете ли Вы назвать Ваш союз гражданским браком?),
- представления о родстве (Муж и жена - родственники?).
Среди 35 ответивших было 27 мужчин и 8 женщин. В основном это люди с высшим образованием (31 чел., незаконченное высшее - 1, среднее - 3) и учеными степенями (5), живущие в Москве (23), Санкт-Петербурге (5), Калининграде, Екатеринбурге, Ижевске, Киеве, Львове, Минске, Израиле. Возрастной состав таков: до 20 лет - 2, 21-30 лет - 24, 31-40 лет - 6, 41-50 лет - 2, после 50 - 1 человек.
Для 9 ответивших семья состоит только из двух человек - респондента и его партнера (большинство из них живут вместе и вдвоем). Двенадцать к партнеру добавляют кого-то из близких родственников (родителей, детей, братьев-сестер). Шестеро считают своей семьей только родственников (хотя половина из них живет при этом вдвоем с партнером).
Предложение продолжить фразу "Семья для меня - это..." можно понимать очень по-разному (и, на наш взгляд, это было положительным свойством вопроса, т. к. не ограничивало мыслительные стратегии респондента), но все вопросы свелись к трем группам. Двенадцать человек дают определение семьи как союза родных, близких или любящих людей. Пятнадцать человек перечисляют чувства, которые либо реализуются в семье, либо являются следствием семьи. В первую очередь это любовь, уважением, спокойствие и надежность, затем доверие, доброта, поддержка, духовное единение. Несколько человек формулируют общо: "семья - это всё", "семья - это семья", "семья - это святое". Сравнив эти результаты с ассоциативным рядом, который возникает у "немаркированного" носителя русского языка (ср. "Русский ассоциативный словарь" и анализ его данных по слову "семья" в [1]), можно сказать, что эти ассоциации в обоих случаях одинаковы.
Ответы на вопрос о том, что такое гражданский брак, статистически также соответствуют результатам предыдущего опроса [1]. Двадцать один человек по-разному формулируют одну и ту же мысль: гражданский брак - это обычная семья, но "без штампа и загса", не зарегистрированная государством ("незарегистрированные, но сложившиеся де-факто отношения семейного характера", "сожительство, т. е. значительная часть проводимого совместно времени, совместный бюджет, хозяйство, общие интересы", настоящая семья со всеми своими атрибутами, кроме штампа в паспорте"). Шестеро знают об истории этого словосочетания и сообщают, что это брак, зарегистрированный государством, но не церковью (как это сочетание употреблялось во второй половина XIX - первой половине XX века). Остальные ответили, не объясняя, а характеризуя это явление "переходная часть до официального, если он возможен", "вынужденная либо временная мера", "фикция", "у натуралов" [2].
Важным показателем является то, какое именно слово выбирается для именования партнера при разговора с кем-то третьим. По имени назовут партнера 15 человек, мужем - двое, мужем или по имени, в зависимости от ситуации - 9, другом - пятеро, остальные назовут БФ [3], моя вторая половина, половина, партнер, любимый, мой.
Эти ответы несколько противоречат тем, которые были даны в ответ на предложение представить ситуацию, когда необходимо как-то назвать гражданского мужа или жену человека Икс. Девятнадцать человек назовут его мужем, 8 - другом, пятеро - бойфрендом (с вариантами написания в виду БФ и boyfriend), четверо - партнером, двое - парнем, остальные - мужчиной, как бы мужем, гражданским мужем. Большинство респондентов опроса-1 также будут использовать в этой ситуации слово муж (48), в зависимости от ситуации назовут по-разному (41), гражданским мужем - 13, молодым человеком - 12, другом - 9.
Только трое считают слово "сожитель" нейтральным, еще двое называют так просто живущих вместе людей, все остальные описывают его как имеющее негативные коннотации: это слово "унижающее", "бюрократическое", "некрасивое", "грязное", "неблагозвучное", "судебно-официальное", "казенное". В опросе-1 считающих это слово нейтральным и считающих его "плохим" было поровну.
Тем, кто состоит со своим партнером в отношениях семейного характера, был задан вопрос: могут ли они назвать свои отношения гражданским браком. Важно сопоставить в пределах одной анкеты ответ на этот вопрос с информацией о семье и определением гражданского брака. Девять живущих вместе пар, респондент из которых считает гражданским браком "семью без штампа", сами тоже считают себя состоящими в гражданском браке. Один человек, считающий браком отношения, связанные совместным хозяйством и проживанием, и живущий при этом один, все равно называет свои отношения гражданским браком. Пятеро называющих гражданским нецерковный брак и живущих вместе свои отношения гражданскими не считают, т. к. и государственного признания таких отношений тоже нет.
Интересно было сопоставить ответы на вопрос, являются ли муж и жена родственниками (он тоже задавался только состоящим в семейных отношениях). "Нет" по генетическим причинам (не из одного рода, нет общей крови) ответили 7 человек. Нет, потому что это родственники "по духу", потому что это просто "близкие" - по одному респонденту. Четырнадцать человек ответили "да", объяснив это тем, что муж и жена "одно целое", "самые родные", "самые близкие", "родственные души", "семья", "по закону", "родственник по любви", "после загса". Точно так же 98 респондентов опроса-1 согласились с наличием родства между мужем и женой, а 38 отрицали его (соотношение в ответах, как следует из сопоставления, совпадает). Показательно, что пояснения к ответам часто формулировались одинаково, включая довольно необычные причины ("да, т. к. выбрали друг друга").
Таким образом, бытующее наивное представление о кризисе современной семьи (ее распаде, исчезновении) лингвистически не подтверждается. В действительности лингвистический анализ фиксирует лишь смену семьеобразующего начала. В предыдущие века этим началом были кровные отношения, физическое родство, что влекло за собой наличие многолюдных семей, включающих в себя несколько поколений и ветвей родственников (бабушек/дедушек, теток/дядьев, братьев/сестер). В настоящее время семьей все чаще называют союз, основанный на отношениях духовного родства, духовной близости, на нахождении "своего человека", а потому такой союз все чаще может состоять из двух человек, далеко не всегда живущих вместе и уж тем более далеко не всегда "сообщающих" об этом государству [4]. Такое новое представление о содержании понятия "семья" в равной степени характерно для гомо- и гетеросексуалов, юридически неравноправных по отношению к семье. Следовательно, с течением времени содержание концепта "семья" не меняется принципиально, а расширяется, сохраняя для значимых "семейных" понятий в семьях нового типа традиционные наименования: лексема "партнер" пока не функционирует вместо слова "муж", а "партнерство" - вместо "семьи" и "гражданского брака".
 

Примечания

1. Поскольку в русском языке слова, обозначающие представителей традиционной и нетрадиционной сексуальной ориентации, пока еще являются эмоционально окрашенными, для облегчения восприятия последующего текста будем называть данный опрос "опросом-2", предыдущий - "опросом-1".

2. В опросе-1 большинство (110) гражданским браком называли совместную жизнь мужчины и женщины с ведением общего хозяйства, но без штампа в паспорте. Многие (17) также рассуждали о судьбе этого словосочетания (зарегистрированный государством vs. церковью). При в целом нейтральном описании ситуации гражданского брака 7 респондентов (женщины средних лет с высшим образованием) характеризовали явление резко отрицательно: "ничто, просто людям нужны категории, фикции", "трата времени", "блудное сожительство, безответственность", "брак людей, боящихся ответственности и имеющих комплексы".

3. Распространенное в таком написании и произношении "бэ-эф" сокращение от "бойфренд".

4. Однако из комментариев к опросу-2 следовало, что потребность в государственном участии все же есть: оно нужно хотя бы для упорядочивания прав собственности.


Литература

1. Добровольская Е.В. Концептуализация семьи в русской языковой картине мира: Дис. ... канд. филол. наук. Новосибирск, 2005.
2. Занегина Н.Н. Современное состояние концептосферы "семья" в русском языковом сознании (родственные и брачные отношения) // Studia Slavica: Сб. научных трудов молодых филологов. VII. Таллинн, 2007. С 281-290.
3. Занегина Н.Н. Концепт "семья" в восприятии носителей современного русского языка (понятия "семья", "домашние", "домочадцы" и др.) (в печати).
4. Павлова А.А. Концептосфера внутрисемейных родословных: Дис. ... канд. филол. наук. Белгород, 2004.
5. Пинигина С.В. Сопоставительный анализ якутского и русского языкового сознания (Тематическое поле "семья"): Дис. ... канд. филол. наук. М., 2004.
6. Рухленко Н.Н. Концепт "семья" в жанре семейных родословных: Дис. ... канд. филол. наук. Белгород, 2005.
7. Сказко А.С. Трансформация концепта "семья" в культуре России: Дис. ... канд. филол. наук. Ставрополь, 2005.