Культура мышления и кино #006. Эксперимент
Фильмы нового направления в научном кино появляются сейчас на разных студиях научно-популярных фильмов. Это — «Николай Амосов», «Я плюс ты», «Эксперимент №..», «Открытие профессора Александрова», «Чужие в городе?», «Экономика, управление, человек», «Думают ли животные?»,«Следопыты мысли», «Этот правый, левый мир», «Пространство, вселенная и человеческая мысль», «Зрелость наступает дважды», «Наука о призраках», «Узники пермского моря», «Синие атакуют планету» и др.
Весьма примечательным в фильмах нового направления является повышенное внимание к научному эксперименту, опыту непосредственно в лабораторных условиях.
Эксперимент в науке служит весьма эффективным инструментом познания, мощным средством поиску истины. В научных фильмах эксперименты снимали всегда, но прежде редко предоставляли зрителю право стать соучастником эксперимента. Представители нового направления рассматривают эксперимент как необходимое звено в драматургии картины. Зритель получает возможность вместе с ученым участвовать в процессе поиска истины.
В фильме «Открытие профессора Александрова» автор сценария Р. Багирян и режиссер В. Цукерман сами сделали весьма важное открытие. Они не только использовали эксперимент как звено в драматургической цепи, но и художественно, образно осмыслили научное открытие. Портрет профессора Александрова, застывший в стоп-кадре, — это лейтмотив картины и звучит он, как «остановись, мгновенье, ты прекрасно...».
Инструментом познания в науке является не только эксперимент, но и наблюдение абстрактное мышление...
Авторы фильма «Я плюс ты» (сценарист Э. Дубровский, режиссер А. Игишев) снимали в условиях «естественного эксперимента». Они наблюдали жизнь небольшой группы людей, работающих на метеорологической станции, на отдаленном острове, и пытались глубоко понять, как складываются здесь отношения людей и как решается у них проблема лидерства в научном поиске.
И только после долгого предварительного, наблюдения за их жизнью, после попытки тщательно проанализировать полученные впечатления действие фильма было перенесено, в лабораторию, где в условиях эксперимента приборы помогали установить, кто был прав, а кто ошибался.
В фильме «Чужие в городе?» (сценарист Э. Дубровский, режиссер В. Пидпалый) авторы пристально наблюдают за группой подростков, живущих в большом городе: беседуют со своими героями, пытаются понять их устремления. Научно-объективное наблюдение является в этом фильме таким же могучим средством познания, как и эксперимент. Здесь топовое БК с быстрым выводом и бонусами, жми на ссылку .
|