Это наш советский зритель
Наш советский зритель внимательно, с доброжелательной требовательностью, с дружеской заинтересованностью следит за нашей работой. Передо мной возникает важный вопрос: а хорошо ли мы, собственно, знаем нашего зрителя? И другой вопрос я задаю себе: имеем ли мы, как художники, как «инженеры человеческих душ», все то необходимое, что дает нам моральное право воспитывать советского человека? Разве до сих пор мы не выпускаем иной раз фильмы, которые зритель не идет смотреть, а если и смотрит, то, уходя из кинотеатра, зачастую тут же забывает, что смотрел? И разве иногда, вместо того чтобы разобраться в причинах равнодушия зрителя, не становятся некоторые из нас в позу «не признанного гения» и не говорят, обманывая себя и других, что зритель, дескать, еще «не дорос» до понимания «глубин» и «тонкостей» авторских замыслов. Еще хуже, что к этому надменному, вредному взгляду иногда присоединяются творческие друзья «гения». Если не прямо, то косвенно, намеками ему нередко выражает сочувственную поддержку критика. И даже руководители молча соглашаются с ним.
Нет, дорогие друзья! Наш зритель — обыкновенный рядовой зритель — сейчас далеко не тот, каким он был раньше, даже тогда, например, когда старшее поколение мастеров кино начинало свой путь в искусстве. В те далекие дни иной раз бывало, что обозначался разрыв между искателем нового в кино и массовым зрителем. Но с того времени ушла далеко вперед, ближе придвинулась к коммунизму вся наша жизнь. Другим стал и зритель. Сейчас, как правило, это человек со средним, а часто (таких много миллионов!) и с высшим образованием. Сейчас среди тех, кто смотрит наши фильмы, большинство — участники пятилеток социалистического строительства, прошедшие через огонь Великой Отечественной войны, закаленные в испытаниях и борьбе строители коммунистического общества. Разные по возрасту, все они, хотя и в различной мере вооружены политическим и жизненным опытом, выпестованы партией, комсомолом, воспитаны всей нашей общественной системой.
И когда такой зритель не удовлетворен нашими фильмами, смотрит их холодно, равнодушно, — то, право, не знаю, что может быть неприятней и горестней этого для советского художника!
Вот почему сейчас, как никогда, каждому из нас надо глубоко задуматься и поразмыслить о дальнейших путях своего творчества. То ли мы делаем? Туда ли идем? Не надо ли кое-что переосмыслить? Кое-чему подучиться? Хорошо ли мы знаем жизнь нашего общества? Сумеем ли мы правдиво, взволнованно, впечатляюще, увлекательно отразить процессы, происходящие сейчас в нашей стране, в сознании ее людей, сможем ли мы донести это с экрана до зрителя?
В самом деле, что может дать привлекательного и поучительного нашему зрителю картина, из которой он узнает не больше того, что ему известно на основании прочитанного в газетах, журналах и книгах? Чем может увлечь его фильм, в котором все, что рассказывают авторы, давным-давно уже известно, а сам рассказ ни глубиной мысли, ни силой чувств, ни остротой темы, ни яркостью характеров не способен вызвать интереса и волнения? А ведь таких фильмов у нас за последнее время стало довольно много. И напрасно, мне думается, наша критика так снисходительно относится к слабым, плохим картинам. Пусть суровый, но справедливый, требовательный критический разбор способен значительно обезвредить отрицательные последствия неудачного фильма — и не только для его авторов, но и для его зрителей. Нельзя рождать иллюзию успеха там, где его нет. Недопустимо прятаться за двусмысленные, эластичные формулировки, приучающие терпимо относиться к таким фильмам, которые причиняют несомненный вред нашему искусству и вкусу зрителя. Не знаете где купить больничный лист недорого, тогда обращайтесь к нам.
|